|
|
|
Красный Костя Дневник звукорежиссёра
моё не моё
•
Моё изобретение, точнее, идея, которую хотелось бы воплотить в жизни:
Сделать микрофоны, у которого можно было бы регулировать, да не просто регулировать, а делать это с микшерного пульта звукорежиссёра, ширину радиуса восприятия звуковых колебаний. То есть лёгким поворотом ручки на пульте микрофон на сцене превращается из кардиодного в суперкардиодный.
По-моему, эта инновация, если реализовать в жизни, привнесёт огромное удобство в работу с вокалистами.
•
Проигрыватели дисков нужно делать прозрачными, чтобы звукорежиссёр мог в любое время посмотреть какой диск на данный момент стоит.
•
Зависимость уровня громкости от характера номера. Лиричный, с тонкой атмосферой номер – музыка не громкая. Номер ритмически выраженный, агрессивный, динамичный – музыка громко звучит.
•
Зависимость уровня громкости от аудитории.
Громкость музыки для пожилых людей и маленьких детей нужно делать как минимум на порядок меньше, чем молодёжи и взрослых.
•
Чем труднее в музыкальном произведении вместо одного фрагмента вставить другой, тем лучше музыка.
•
На выходы вип-персон нужно ставить стандартные вещи. Они любят шаблоны, вот пускай и получают их.
•
Не зацикливайся на понравившихся композициях.
•
Какими должны быть сценические шумы? Драматургическими: должны быть завязка, развитие действия, развязка и финал.
Например, шум поезда: начало – поезд приближается, конец – поезд уезжает, середина – шумы вагонов, пассажиров.
•
Для людей не поющих, но которых нужно записать прописывать мелодию в виде караоке. Можно прописать голос профессионального певца. Потом, когда запись сделана, можно вспомогательную дорожку убрать.
•
Компрессия отдаляет.
•
Реверберация хороша, когда дополняет звук,
и невыносима, когда сама становится звуком!
•
Все фонограммы, приготовленные для мероприятия, прослушивать от начала до конца на наличие косяков.
•
Хорошая танцевальная музыка – это музыка, под которую понятно, как танцевать.
•
Стихи на стадионных мероприятиях – это сигналы.
Пусть всегда буду я! = Вика, выпускай конькобежцев!
•
Не бойся крутить ручки.
•
Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний концерт.
•
Записывать концерты и потом их прослушивать, анализируя свою работу. Во благо и более совершенную работу в следующих своих концертах и мероприятиях.
•
Треки делать с тишиной в конце; так, чтобы при окончании композиции и отсутствии автопаузы на проигрывателе, сразу не шёл бы следующий трек, а звукорежиссёр, если по запарке сразу забыл выключить трек, то у него на это было бы ещё какое-то время.
•
Микшировать треки на парадах и уличных гуляниях нужно внахлёст, иначе во время тишины между треками, которая соответственно появлялась бы, будет слышен топот и гул толпы.
•
Площадку на улицах нужно стараться устанавливать так, чтобы солнце не светило в глаза, ни артистам, ни звукорежиссёру.
•
Звукорежиссёр должен уделять должное внимание музыке играющей перед и после мероприятия.
•
В музыкальных салонах стоит очень хорошая техника для прослушивания компакт-дисков. Это очень умно, т.к. диски даже с более-менее слышабельной музыкой приобретают на этой техники потрясающее звучание. Что уж говорить о звучании действительно хорошей музыки.
•
Делать заставки и отбивки и туши и прочее из звуков и мелодий, которые специфичны тематике концерта.
•
Если певцу трудно даётся песня (высокая, например), полезно делать бэки, чтобы немного замаскировать недочёты.
•
Если не успел убрать ревер после песни, а ведущий уже начал говорить, то ревер лучше не выключать сразу, ибо будет слишком явно и резко слушаться. Лучше просто плавно смикшировать его.
•
Очень удобно иметь на концерте рации, чтобы звукорежиссёру можно было переговариваться со сценой.
•
Гласные – это звуки.
Согласны – это шумы.
Шипящие согласные – это ужасные шумы!
•
Для разборчивости голоса при громкой музыке (например, в роке) помогает такая хорошенькая плотненькая компрессия.
Это наверное, велосипед, но обнаружил я этот эффект самостоятельно, в процессе работы.
•
Ребёнку в мониторные наушники подавать сигнал слабее, чем обычно, ибо ушки у них ещё нежные и начинают болеть от громкой музыки.
•
Звукорежиссёр, равно как и другие подчинённые профессии – это зеркало Режиссёра.
Монитор. Всё в концерте – это отражение работы режиссёра.
•
Главное – выделяется.
•
Акустический кабель не должен быть слишком длинным, а если он длинный, то должен быть с большим сечением, чтобы не терялась мощность подаваемая с усилителя на колонки.
•
Если певец поёт хорошо, то задача звукорежиссёра заключается в том, чтобы просто не мешать певцу петь.
•
При выстраивании плейлиста для танцев, следовать чередованию и компиляции композиций по:
1. Жанрам.
2. Темпо-ритму.
3. Аудитории (возраст, пол (мальчишки не будут танцевать под то, что девчонки будут))
4. Исполнитель (соло – группа, м – ж, просто музыка)
5. Тональность
6. Содержание (тематика)
7. Национальность.
•
Глаза Звукорежиссёра всегда должны быть на сцене!
Хотя у меня голова всегда опущена, и смотрю я на пульт почти всё время.)
Посмотрю кто какие микрофоны взял и ныряю.)
•
Обрабатывать и использовать в программах музыку разных исполнителей. (Из той же «Ногу Свело» вырезав куски без слов получается не плохие заставочки)
•
У хорошего звукорежиссёра большая, очень большая фонотека.
•
С помощью разной громкости музыки и звуков, а также с помощью их обработки при помощи эффектов (ревер, эквалайзер) можно создавать многоплановые звуковые картины. Например, если у звуков птичьей трели убавить громкость и уменьшить высокую частоту, то будет казаться, что птички поют вдалеке.
•
Самое большое, что мне помогает в работе звукорежиссера и что способствовало успехам моим на поприще этой профессии(благодаря чему я достиг в этой профессии хоть каких-то, пока далеко не высоких вершин), это осознание того, что я не звукорежиссёр.
•
Было бы удобно создать микшер, у которого была бы не только главная громкость и громкость отдельных линий, но и ещё два дополнительных регулятора громкости: регулятор всех микрофонов, и регулятор всех линий.
Уже есть
•
Песню с огромным уровнем громкости, записи называть «евреем»)
•
От усилителей к колонкам разъемы должны быть типа «спикон», либо «контактные», т.к. идут большие токи и они сильно нагреваются. Если разъём типа «джек», то он должен быть специальным: акустическим.
•
При записи и сведении песни, нужно, что бы звукорежиссёру давали распечатку теста и пометками и пожеланиями. Удобно. Самому тоже делать пометки.
•
Игра «Мысли».
Мысли должны быть:
- смешными
- длиться от 15 до 25 секунд.
- быть емкими, лаконичными.
- быть мыслями. (хорошо, когда от первого лица, если есть местоимение «Я»)
- позитивными.
•
Можно поставить фронтом несколько колонок по 100 ватт, и это будет лучше, чем одну на 500 ватт. Одна мощная пробивает только один участок, и всем остальным не слышно, тогда как фронтом поставленные колонки пробивают большее пространство, а громкости вполне хватает. (Это для озвучивания улиц, стадионов и других больших пространств.)
•
Певца должно быть хорошо слышно. Хоть что пускай страдает, но певца должно быть слышно хорошо.
•
Вот смотрю я на спектральный вид проигрываемой музыкальной композиции и такое чувство, как если человек смотрит на рентген человека.
•
Теперь я понял, что удобно сценарий разбивать условно на сцены и для каждоё отдельно создавать папочку и работать со сценой, чтобы не путаться во множестве треков предназначенный для обработки. Это на уровне подготовки музыкального сопровождения. Отдельно создавать папочку для лейтмотивов.
•
Как нужно подбирать музыку на банкеты, свадьбы и прочие празднества.
Музыка должна быть знакомой(узнаваемой, на устах, человек может подпевать), со словами соответственно, весёлой(под неё ВЕСЕЛО колбаситься, вызывает эмоции веселья), и под неё должно быть понятно, как танцевать.
•
Ревер должен быть как волна: накатывать и откатывать.
•
Сделать вид динамической обработке, при которой при увеличении уровня громкости увеличивался бы ревер.
•
Хорошо работает звукорежиссёр, если о его работу не замечают.
•
Сейчас мне уже охота в звуке экспериментировать. Это говорит о том, что я достиг качественно другого уровня. Меня, значит, уже не устраивает сделать нормально и как положено, мне интересно уже сделать как-то оригинально и необычно.
•
Дыхание брать между слов и ни в коем случае не в середине слова, разбивая его тем самым.
•
Микрофон западает. Так говорят, имея в виду, что идут искажения связанные с тем, что от большого звукового давления диафрагма микрофона припирается к крайнему положению и не может двигаться.
Также искажения получаются, если в микрофонах с автономным питанием садятся батарейки.
•
Помечать по ходу записи косячные участки.
•
Одна и та же музыка сыгранная разными инструментами будет иметь разный характер.
•
Выбирать соответственно статусу мероприятия и форме стиль музыки и инструменты.
Выстраивать план мероприятия и сценария для лучшего понимания строения и соответственно лучшего подбора фонов:
Начало
Информация
Выход
Награждения
…
Финал
•
Создавать песни, в которых певец специально совершает ошибки в интонировании.
Для тренинга слуха.
•
Делать в фонограммах тональность под диапазон голоса.
•
Использовать для нагнетания напряжения пропадание сигнала(звука).
•
Игры:
Угадать песни, действие которых происходит зимой.
Музыкальные поздравления – музыкальные гадости.
Музыкальный ринг – по очереди включать музыкальные отрывки. (с действиями или результатами)
Игра «поломанный магнитофон»:
Караоке. Человек начинает петь, а песня начинает то увеличиваться по скорости, то замедляться.
Музыкальные эстеты:
Угадать как в вине, год выпуска песни.
Музыкальные тосты:
Прослушать фрагмент песни о согласно его содержанию произнести тост.
Музыкальное рисование. Угадывать цвет песни. Например 33 коровы – белый, малинки – малиновый, с голубого ручейка – голубой. Что потом делать с угаданными цветами?
Музыкальная арифметика. Угадывать числа песен. Тридцать три коровы и др.
Музыкальное гадание. Человек задает вопрос и выберет пластинку и ставит на случайное место. Все слушают ответ на заданный вопрос. гадание не обязательно по пластинке просто что ожидав в будущем году или вопрос ответ
естественно позитив
•
Для микса использовать звук пристыковывающихся вагонов.
•
В начале песни во время живого концерта лучше фонограмму делать потише и потом подгонять её под голос, а не сразу на всю громкость её врубать, а потом мучиться и вытягивать голоса, которые вначале естественно не прослушаются и впечатление от песни в итоге испортится у зрителей.
Лучше недослушать музыку, чем голос. Песня – это, прежде всего, вокал!
•
Ведя за пультом песню, постоянно продумывать наперёд, что будет дальше в песни, кто будет петь и как сделать, чтобы он прозвучал хорошо.
•
Музыка останавливается как пластика или если, например, отключили электричество.
Диджей заново ей включает с помощью толпы.
•
Для каждой песни нужно выделять три световых шоу.
1 – куплет, 2 – припев, 3 – проигрыш.
Больше просто не стоит, будет перенасыщено, не будет стиля, да и запутаться можно в них.
В каждом банке пульта выделять одно шоу под полную темноту, и одно шоу под статику, в качестве заставок.
•
Подбирая музыку, сразу учитывать предлагаемые обстоятельства: для кого, где, когда!
•
Мультимедия должна быть примитивной, чтобы не забирать внимание с артистов.
•
Сделать проигрыватель для мультимедии в виде винампа.
•
Динамический мастеринг трека можно делать не только с помощью максимайзера! Можно с помощью первоначального лимитирования с последующей нормализацией! Сперва подрезать лимитером трек, чтобы он был как заборчик, а потом нормализировать его примерно до -1 децибела!
•
Соотношение музыки и вокала должно быть как в советских мультиках. Например, эталон – это Бременксие музыканты. Музыка – это аккомпанемент.
•
Для вокала. Сперва, прибрать верхней и нижней середины. Когда певец начинает петь, тогда уже поджимать его голос той самой ранее прибранной серединой.
•
Если нужно убавить громкость всего микса, то лучше делать это не Майном, а отдельными фейдерами, так как если убирать общий микс, то это по-разному сказывается на микрофонах и на фонограмме.
•
Залог успешного концерта – качественная настройка аппаратуры.
•
Хоры и динамические микрофоны. Как правило, хоры становятся далеко, а микрофоны, как правило, динамические. Чтобы они стали ловить звук далеко стоящих микрофонов приходится выкручивать до предела динамических микрофонов. Соответственно они заводятся как черти и ловят всё подряд.
•
Снимать с микрофонов решётки и паралон для большего уровня сигнала. Использовать только на хорах, ибо при пении в него солиста будет ужасный бубнёж и прочие шумы.
•
За пол часа до конца банкета ставить лёгкую успокаивающую музыку, чтобы публика остывала и готовилась к финалу. Также подкреплять это речью.
•
Много стоек микрофонных на авансцене мешает видеть выступающих. Хорошее решение – это когда микрофонные стойки стоят по краям у кулис. Певцы выходят, берут микрофоны и спокойно идут к центру. Заодно видно всё что происходит в центре и танцорам ничего не мешает.
•
Очень удобно накладывать обработку на треки в программе через аукс, потому как на один аукс можно посадить хоть сколько дорожек.
•
Хорошо определить фонограмму на присутствие середины – это сухость. Хорошая сухая фонограмма та, где середины не больше чем нужно.
•
Звукорежиссёру, который привык работать на 1000 – 3000 Ваттной аппаратуре, переходить на 5000 – 10000 Ваттную всё равно, что водителю легковушки переходить на грузовики. Вообще, между водителями и звукорежиссёрами много общего.
•
Противофаза в основном чувствуется на нижних частота, так как волны большие, на высоких же достаточно трудно определить наложение фаз.
•
Естественный деессор – повешать карандаш сверху микрофона параллельно микрофону.
•
Способы психического воздействия новоапостольчиской церкви.
1. Толпа, кучность.
2. Охрана по краям.
3. Музыка.
4. НЛП
5. Ритмичность.
6. Крик.
7. Низкие ноты.
•
Если фонограммы речи на улицу пишется то речь не должна идти сразу, лучше чтобы прошло 10 сек в музыке, чтобы артисты успели выйти и сориентироваться.
•
Хорошо, когда у микшера есть мастер-эквалайзер. То есть эквалайзер, который регулирует АЧХ всего выходного сигнала. С помощью его удобно настаивать звук под акустику (как помещение, так и оборудование). Колонки разные и звук у всех разный, помещения разные и звук везде разный. Чтобы настроить звук, нужно взять тестовый диск с очень хорошими записями и проигрывая его, настроить эквалайзер. Таким образом, выходной сигнал калибрируется с тем, какоё он есть в оригинале, как должен звучать.
•
Почему нельзя кричать в микрофон?
Во-первых, потому что от большого крика, запирается мембрана у динамического микрофона и появляются нелинейные искажения (вместо синусоиды идёт линия).
Во-вторых, смещается центральная ось движения диффузора у динамиков. Если у низов и середины это ещё не сильно влияет, то вот на высокочастотниках, где у мембраны итак не большой ход, он уменьшается ещё больше и это чревато последствиями.
•
Звукорежиссёр должен вести самоподготовку к каждому празднику, подыскивать материал на основные конкурсы, подбирать музыку по тематике. Через год такой работы, останется только вовремя пополнять и обновлять создавшийся архив. Самоподготовка и домашняя работа необходимы, чтобы поздно принесённый сценарий не оказался неожиданностью, а праздники и мероприятия встречать во всеоружии.
Плох тот звукорежиссёр, который звукорежиссёр только на работе.
•
Хорошо было бы аранжировать туш под джаз, чтобы и торжественно было и серьёзно и в тоже время современно.
•
После антракта, например, когда жюри ушло совещаться, нужно делать один-два номер-пролога к второй части, дабы избежать полупустого зала и стука сидений а начале торжественной части.
•
Как режиссёр должен работать со звукорежиссёром?
Сперва режиссёр должен отдать звукорежиссёру сценарий, чтобы тот ознакомился с ним, проникся и сделал несколько вариантов музыкального оформления. Затем уже, через некоторое время (в зависимости от объёма и толщины сценария), режиссёр приходит к звукорежиссеру, и они вместе выбирают лучшее из созданного и дорабатывают всё до окончательного варианта.
•
Не забывай выключать микрофоны, которые переставляют к колонкам.
•
Не носи микрофоны в карманах. Рано или поздно они обязательно выпадут.
•
Нельзя чересчур усердствовать в убавлении верхней и нижней середин в фонограмме для освобождения места для голоса артиста, ибо в них звучат ноты, которые необходимы артисту, чтобы он слышал их и опирался на них в пении. Но также нельзя и не убавлять их, ибо нужно место для голоса исполнителя. То есть нужно искать золотую середину.
•
Хорошая, качественная фонограмма – пятьдесят процентов успешного выступления.
•
Есть два способа балансировки фонограммы и голоса. Можно динамически ими балансировать, а можно частотно. Динамический способ простой и с плохим результатом, так как иногда на фонограмме середина сильно заглушает голос и, чтобы голос был слышен, приходится сильно убавлять фонограмму, что делает звучание фонограммы и голоса так сказать отдельным в своём существовании, к тому же у фонограммы, соответственно, исчезает хорошее звучание в верхах и в низах, по закону слышимости частот, при разных уровнях громкости. Частотный способ сложнее, однако приносит хорошие результаты. Голос накладывается на фонограмму за счёт убавления голосовых частот на фонограмме и прибавления у голоса частот, отвечающих за распознание речи. Самые хорошие результаты приносит совмещение двух способов.
•
Повышая музыку в одном ухе, повышается громкость в другом, пусть даже кто-то тихо, например по телефону, в него говорит.
•
Смысла нет ставить мониторы и не выводить их на хороший уровень звучания из-за заводки, так как артист должен себя в них хорошо слышать.
•
Если запись плохая, то есть шанс сделать из неё, что-то хорошее, если с помощью эффектов ещё больше её ухудшить.
•
Для кого. Вальс для молодых и вальс для пожилых – это два разных вальса.
•
Музыка для награждений должна быть с ярко выраженным ритмом, чтобы людям было удобно аплодировать.
•
Если мелодия заканчивается, то передёргивать её на середину или начало можно только тогда, когда вокруг шумно, чтобы этого передёргивания не было слышно. На тишине этого делать ни в коем случае нельзя, ибо точно этого сделать всё равно не получится и у всех на виду будет звукорежиссёрский казус.
•
При недостаточной громкости мониторинга вокала, внутренний голос певца может заглушать голос из мониторов, что плохо.
•
Звукорежиссёр обязан следить за фонограммами коллективов: ухаживать, чистить, эквализировать и т.д.
•
Световик не должен бояться воздействовать светом на зрителя.
•
И ещё раз, залог хорошего концерта – это хорошо настроенная акустика!
Что такое настойка Акустики? Это выравнивание её АЧХ и подстройка под акустику помещения. Желательно делать это на полной громкости.
При хорошо настроенной аппаратуре, концерт идёт как по маслу.
•
Не льсти громкости голосов детей и не попадёшь в конфуз.
•
После громкого номера не ставить тихий, так как ухо зрителя должно привыкнуть к тихому уровню. Есть такая штука, что ухо настраивается на определённый уровень громкости.
•
Микрофоны снимать через ауксы.
Далее сигнал через 1 компрессор и 2 эквалайзер.
Далее возвращать сигнал на пульт в новый канал – микрофонный микс.
Регулировать сигнал не компрессором и не миксом микрофонным, а ауксом. Так получается удобнее и без искажений лишних при компрессировании.
То есть на компрессор подаётся ровно столько, сколько требуется для нормальной компрессии. А уж дальше можно увеличивать сигнал сколько влезет. Он будет и чистеньким и нормально копрессированным.
•
В звукорежиссуре, так же как и в кухне, есть свой рис, для убирания лишней соли.
•
Реверберация голоса должна соответствовать реверберации фонограммы.
•
Настроенные микрофоны должны звучать одинаково.
У меня микрофоны звучат всё равно по-разному, так я считаю, что с теми встроенными в микшерный пульт недоэквалайзерами, нельзя сделать у всех микрофонов одинаковое звучание. Я настраиваю микрофоны так, чтобы они хорошо звучали. Просто хорошо и естественно звучали.
•
На произнесение каждого тоста подготавливать тематически песню. Например, тост за женщин – песня «Ах, какая женщина», и так далее.
•
Номера глухонемых.
В мониторы давать хорошие низы, только чёткие, а не размазанные, и середину. Они чувствуют телом низа, и слышат хорошо середину (слух-то небольшой всё равно есть).
•
Тренинг.
Разбить песню на много треков по частотам. Например, дорожка с частотой от 500 до 600 Герц.
Потом отдельно прослушивать и узнавать частоту. Или наоборот, слушать песню без какой-то частоты и определять, что за частоты не хватает.
•
Во время работы не носи одежду с длинными, висячими рукавами: обязательно заденешь какой-нибудь фейдер.
•
Не можешь сделать лучше, сделай громче.
•
•
|