_т.ч.к._

_жизнь_

_творчество_

_дела_

_гостевая_

_контакты_

_ссылки_




Вира!

Красный Костя  —  Дневник звукорежиссёра


моё    не моё




Моё изобретение, точнее, идея, которую хотелось бы воплотить в жизни:
Сделать микрофоны, у которого можно было бы регулировать, да не просто регулировать, а делать это с микшерного пульта звукорежиссёра, ширину радиуса восприятия звуковых колебаний. То есть лёгким поворотом ручки на пульте микрофон на сцене превращается из кардиодного в суперкардиодный.
По-моему, эта инновация, если реализовать в жизни, привнесёт огромное удобство в работу с вокалистами.




Проигрыватели дисков нужно делать прозрачными, чтобы звукорежиссёр мог в любое время посмотреть какой диск на данный момент стоит.



Зависимость уровня громкости от характера номера. Лиричный, с тонкой атмосферой номер – музыка не громкая. Номер ритмически выраженный, агрессивный, динамичный – музыка громко звучит.



Зависимость уровня громкости от аудитории. Громкость музыки для пожилых людей и маленьких детей нужно делать как минимум на порядок меньше, чем молодёжи и взрослых.



Чем труднее в музыкальном произведении вместо одного фрагмента вставить другой, тем лучше музыка.



На выходы вип-персон нужно ставить стандартные вещи. Они любят шаблоны, вот пускай и получают их.



Не зацикливайся на понравившихся композициях.



Какими должны быть сценические шумы? Драматургическими: должны быть завязка, развитие действия, развязка и финал. Например, шум поезда: начало – поезд приближается, конец – поезд уезжает, середина – шумы вагонов, пассажиров.



Для людей не поющих, но которых нужно записать прописывать мелодию в виде караоке. Можно прописать голос профессионального певца. Потом, когда запись сделана, можно вспомогательную дорожку убрать.



Компрессия отдаляет.



Реверберация хороша, когда дополняет звук, и невыносима, когда сама становится звуком!



Все фонограммы, приготовленные для мероприятия, прослушивать от начала до конца на наличие косяков.



Хорошая танцевальная музыка – это музыка, под которую понятно, как танцевать.



Стихи на стадионных мероприятиях – это сигналы.
Пусть всегда буду я! = Вика, выпускай конькобежцев!




Не бойся крутить ручки.



Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний концерт.



Записывать концерты и потом их прослушивать, анализируя свою работу. Во благо и более совершенную работу в следующих своих концертах и мероприятиях.



Треки делать с тишиной в конце; так, чтобы при окончании композиции и отсутствии автопаузы на проигрывателе, сразу не шёл бы следующий трек, а звукорежиссёр, если по запарке сразу забыл выключить трек, то у него на это было бы ещё какое-то время.



Микшировать треки на парадах и уличных гуляниях нужно внахлёст, иначе во время тишины между треками, которая соответственно появлялась бы, будет слышен топот и гул толпы.



Площадку на улицах нужно стараться устанавливать так, чтобы солнце не светило в глаза, ни артистам, ни звукорежиссёру.



Звукорежиссёр должен уделять должное внимание музыке играющей перед и после мероприятия.



В музыкальных салонах стоит очень хорошая техника для прослушивания компакт-дисков. Это очень умно, т.к. диски даже с более-менее слышабельной музыкой приобретают на этой техники потрясающее звучание. Что уж говорить о звучании действительно хорошей музыки.



Делать заставки и отбивки и туши и прочее из звуков и мелодий, которые специфичны тематике концерта.



Если певцу трудно даётся песня (высокая, например), полезно делать бэки, чтобы немного замаскировать недочёты.



Если не успел убрать ревер после песни, а ведущий уже начал говорить, то ревер лучше не выключать сразу, ибо будет слишком явно и резко слушаться. Лучше просто плавно смикшировать его.



Очень удобно иметь на концерте рации, чтобы звукорежиссёру можно было переговариваться со сценой.



Гласные – это звуки.
Согласны – это шумы.
Шипящие согласные – это ужасные шумы!




Для разборчивости голоса при громкой музыке (например, в роке) помогает такая хорошенькая плотненькая компрессия.
Это наверное, велосипед, но обнаружил я этот эффект самостоятельно, в процессе работы.




Ребёнку в мониторные наушники подавать сигнал слабее, чем обычно, ибо ушки у них ещё нежные и начинают болеть от громкой музыки.



Звукорежиссёр, равно как и другие подчинённые профессии – это зеркало Режиссёра. Монитор. Всё в концерте – это отражение работы режиссёра.



Главное – выделяется.



Акустический кабель не должен быть слишком длинным, а если он длинный, то должен быть с большим сечением, чтобы не терялась мощность подаваемая с усилителя на колонки.



Если певец поёт хорошо, то задача звукорежиссёра заключается в том, чтобы просто не мешать певцу петь.



При выстраивании плейлиста для танцев, следовать чередованию и компиляции композиций по:
1. Жанрам.
2. Темпо-ритму.
3. Аудитории (возраст, пол (мальчишки не будут танцевать под то, что девчонки будут))
4. Исполнитель (соло – группа, м – ж, просто музыка)
5. Тональность
6. Содержание (тематика)
7. Национальность.




Глаза Звукорежиссёра всегда должны быть на сцене!
Хотя у меня голова всегда опущена, и смотрю я на пульт почти всё время.) Посмотрю кто какие микрофоны взял и ныряю.)



Обрабатывать и использовать в программах музыку разных исполнителей. (Из той же «Ногу Свело» вырезав куски без слов получается не плохие заставочки)



У хорошего звукорежиссёра большая, очень большая фонотека.



С помощью разной громкости музыки и звуков, а также с помощью их обработки при помощи эффектов (ревер, эквалайзер) можно создавать многоплановые звуковые картины. Например, если у звуков птичьей трели убавить громкость и уменьшить высокую частоту, то будет казаться, что птички поют вдалеке.



Самое большое, что мне помогает в работе звукорежиссера и что способствовало успехам моим на поприще этой профессии(благодаря чему я достиг в этой профессии хоть каких-то, пока далеко не высоких вершин), это осознание того, что я не звукорежиссёр.



Было бы удобно создать микшер, у которого была бы не только главная громкость и громкость отдельных линий, но и ещё два дополнительных регулятора громкости: регулятор всех микрофонов, и регулятор всех линий.
Уже есть



Песню с огромным уровнем громкости, записи называть «евреем»)



От усилителей к колонкам разъемы должны быть типа «спикон», либо «контактные», т.к. идут большие токи и они сильно нагреваются. Если разъём типа «джек», то он должен быть специальным: акустическим.



При записи и сведении песни, нужно, что бы звукорежиссёру давали распечатку теста и пометками и пожеланиями. Удобно. Самому тоже делать пометки.



Игра «Мысли».
Мысли должны быть:
- смешными
- длиться от 15 до 25 секунд.
- быть емкими, лаконичными.
- быть мыслями. (хорошо, когда от первого лица, если есть местоимение «Я»)
- позитивными.



Можно поставить фронтом несколько колонок по 100 ватт, и это будет лучше, чем одну на 500 ватт. Одна мощная пробивает только один участок, и всем остальным не слышно, тогда как фронтом поставленные колонки пробивают большее пространство, а громкости вполне хватает. (Это для озвучивания улиц, стадионов и других больших пространств.)



Певца должно быть хорошо слышно. Хоть что пускай страдает, но певца должно быть слышно хорошо.



Вот смотрю я на спектральный вид проигрываемой музыкальной композиции и такое чувство, как если человек смотрит на рентген человека.



Теперь я понял, что удобно сценарий разбивать условно на сцены и для каждоё отдельно создавать папочку и работать со сценой, чтобы не путаться во множестве треков предназначенный для обработки. Это на уровне подготовки музыкального сопровождения. Отдельно создавать папочку для лейтмотивов.



Как нужно подбирать музыку на банкеты, свадьбы и прочие празднества.
Музыка должна быть знакомой(узнаваемой, на устах, человек может подпевать), со словами соответственно, весёлой(под неё ВЕСЕЛО колбаситься, вызывает эмоции веселья), и под неё должно быть понятно, как танцевать.




Ревер должен быть как волна: накатывать и откатывать.



Сделать вид динамической обработке, при которой при увеличении уровня громкости увеличивался бы ревер.



Хорошо работает звукорежиссёр, если о его работу не замечают.



Сейчас мне уже охота в звуке экспериментировать. Это говорит о том, что я достиг качественно другого уровня. Меня, значит, уже не устраивает сделать нормально и как положено, мне интересно уже сделать как-то оригинально и необычно.



Дыхание брать между слов и ни в коем случае не в середине слова, разбивая его тем самым.



Микрофон западает. Так говорят, имея в виду, что идут искажения связанные с тем, что от большого звукового давления диафрагма микрофона припирается к крайнему положению и не может двигаться. Также искажения получаются, если в микрофонах с автономным питанием садятся батарейки.



Помечать по ходу записи косячные участки.



Одна и та же музыка сыгранная разными инструментами будет иметь разный характер.



Выбирать соответственно статусу мероприятия и форме стиль музыки и инструменты. Выстраивать план мероприятия и сценария для лучшего понимания строения и соответственно лучшего подбора фонов:
Начало
Информация
Выход
Награждения

Финал




Создавать песни, в которых певец специально совершает ошибки в интонировании. Для тренинга слуха.



Делать в фонограммах тональность под диапазон голоса.



Использовать для нагнетания напряжения пропадание сигнала(звука).



Игры: Угадать песни, действие которых происходит зимой. Музыкальные поздравления – музыкальные гадости. Музыкальный ринг – по очереди включать музыкальные отрывки. (с действиями или результатами) Игра «поломанный магнитофон»: Караоке. Человек начинает петь, а песня начинает то увеличиваться по скорости, то замедляться. Музыкальные эстеты: Угадать как в вине, год выпуска песни. Музыкальные тосты: Прослушать фрагмент песни о согласно его содержанию произнести тост. Музыкальное рисование. Угадывать цвет песни. Например 33 коровы – белый, малинки – малиновый, с голубого ручейка – голубой. Что потом делать с угаданными цветами? Музыкальная арифметика. Угадывать числа песен. Тридцать три коровы и др. Музыкальное гадание. Человек задает вопрос и выберет пластинку и ставит на случайное место. Все слушают ответ на заданный вопрос. гадание не обязательно по пластинке просто что ожидав в будущем году или вопрос ответ естественно позитив



Для микса использовать звук пристыковывающихся вагонов.



В начале песни во время живого концерта лучше фонограмму делать потише и потом подгонять её под голос, а не сразу на всю громкость её врубать, а потом мучиться и вытягивать голоса, которые вначале естественно не прослушаются и впечатление от песни в итоге испортится у зрителей. Лучше недослушать музыку, чем голос. Песня – это, прежде всего, вокал!



Ведя за пультом песню, постоянно продумывать наперёд, что будет дальше в песни, кто будет петь и как сделать, чтобы он прозвучал хорошо.



Музыка останавливается как пластика или если, например, отключили электричество. Диджей заново ей включает с помощью толпы.



Для каждой песни нужно выделять три световых шоу.
1 – куплет, 2 – припев, 3 – проигрыш. Больше просто не стоит, будет перенасыщено, не будет стиля, да и запутаться можно в них. В каждом банке пульта выделять одно шоу под полную темноту, и одно шоу под статику, в качестве заставок.




Подбирая музыку, сразу учитывать предлагаемые обстоятельства: для кого, где, когда!



Мультимедия должна быть примитивной, чтобы не забирать внимание с артистов.



Сделать проигрыватель для мультимедии в виде винампа.



Динамический мастеринг трека можно делать не только с помощью максимайзера! Можно с помощью первоначального лимитирования с последующей нормализацией! Сперва подрезать лимитером трек, чтобы он был как заборчик, а потом нормализировать его примерно до -1 децибела!



Соотношение музыки и вокала должно быть как в советских мультиках. Например, эталон – это Бременксие музыканты. Музыка – это аккомпанемент.



Для вокала. Сперва, прибрать верхней и нижней середины. Когда певец начинает петь, тогда уже поджимать его голос той самой ранее прибранной серединой.



Если нужно убавить громкость всего микса, то лучше делать это не Майном, а отдельными фейдерами, так как если убирать общий микс, то это по-разному сказывается на микрофонах и на фонограмме.



Залог успешного концерта – качественная настройка аппаратуры.



Хоры и динамические микрофоны. Как правило, хоры становятся далеко, а микрофоны, как правило, динамические. Чтобы они стали ловить звук далеко стоящих микрофонов приходится выкручивать до предела динамических микрофонов. Соответственно они заводятся как черти и ловят всё подряд.



Снимать с микрофонов решётки и паралон для большего уровня сигнала. Использовать только на хорах, ибо при пении в него солиста будет ужасный бубнёж и прочие шумы.



За пол часа до конца банкета ставить лёгкую успокаивающую музыку, чтобы публика остывала и готовилась к финалу. Также подкреплять это речью.



Много стоек микрофонных на авансцене мешает видеть выступающих. Хорошее решение – это когда микрофонные стойки стоят по краям у кулис. Певцы выходят, берут микрофоны и спокойно идут к центру. Заодно видно всё что происходит в центре и танцорам ничего не мешает.



Очень удобно накладывать обработку на треки в программе через аукс, потому как на один аукс можно посадить хоть сколько дорожек.



Хорошо определить фонограмму на присутствие середины – это сухость. Хорошая сухая фонограмма та, где середины не больше чем нужно.



Звукорежиссёру, который привык работать на 1000 – 3000 Ваттной аппаратуре, переходить на 5000 – 10000 Ваттную всё равно, что водителю легковушки переходить на грузовики. Вообще, между водителями и звукорежиссёрами много общего.



Противофаза в основном чувствуется на нижних частота, так как волны большие, на высоких же достаточно трудно определить наложение фаз.



Естественный деессор – повешать карандаш сверху микрофона параллельно микрофону.



Способы психического воздействия новоапостольчиской церкви.
1. Толпа, кучность.
2. Охрана по краям.
3. Музыка.
4. НЛП
5. Ритмичность.
6. Крик.
7. Низкие ноты.




Если фонограммы речи на улицу пишется то речь не должна идти сразу, лучше чтобы прошло 10 сек в музыке, чтобы артисты успели выйти и сориентироваться.



Хорошо, когда у микшера есть мастер-эквалайзер. То есть эквалайзер, который регулирует АЧХ всего выходного сигнала. С помощью его удобно настаивать звук под акустику (как помещение, так и оборудование). Колонки разные и звук у всех разный, помещения разные и звук везде разный. Чтобы настроить звук, нужно взять тестовый диск с очень хорошими записями и проигрывая его, настроить эквалайзер. Таким образом, выходной сигнал калибрируется с тем, какоё он есть в оригинале, как должен звучать.



Почему нельзя кричать в микрофон?
Во-первых, потому что от большого крика, запирается мембрана у динамического микрофона и появляются нелинейные искажения (вместо синусоиды идёт линия). Во-вторых, смещается центральная ось движения диффузора у динамиков. Если у низов и середины это ещё не сильно влияет, то вот на высокочастотниках, где у мембраны итак не большой ход, он уменьшается ещё больше и это чревато последствиями.



Звукорежиссёр должен вести самоподготовку к каждому празднику, подыскивать материал на основные конкурсы, подбирать музыку по тематике. Через год такой работы, останется только вовремя пополнять и обновлять создавшийся архив. Самоподготовка и домашняя работа необходимы, чтобы поздно принесённый сценарий не оказался неожиданностью, а праздники и мероприятия встречать во всеоружии. Плох тот звукорежиссёр, который звукорежиссёр только на работе.



Хорошо было бы аранжировать туш под джаз, чтобы и торжественно было и серьёзно и в тоже время современно.



После антракта, например, когда жюри ушло совещаться, нужно делать один-два номер-пролога к второй части, дабы избежать полупустого зала и стука сидений а начале торжественной части.



Как режиссёр должен работать со звукорежиссёром?
Сперва режиссёр должен отдать звукорежиссёру сценарий, чтобы тот ознакомился с ним, проникся и сделал несколько вариантов музыкального оформления. Затем уже, через некоторое время (в зависимости от объёма и толщины сценария), режиссёр приходит к звукорежиссеру, и они вместе выбирают лучшее из созданного и дорабатывают всё до окончательного варианта.




Не забывай выключать микрофоны, которые переставляют к колонкам.



Не носи микрофоны в карманах. Рано или поздно они обязательно выпадут.



Нельзя чересчур усердствовать в убавлении верхней и нижней середин в фонограмме для освобождения места для голоса артиста, ибо в них звучат ноты, которые необходимы артисту, чтобы он слышал их и опирался на них в пении. Но также нельзя и не убавлять их, ибо нужно место для голоса исполнителя. То есть нужно искать золотую середину.



Хорошая, качественная фонограмма – пятьдесят процентов успешного выступления.



Есть два способа балансировки фонограммы и голоса. Можно динамически ими балансировать, а можно частотно. Динамический способ простой и с плохим результатом, так как иногда на фонограмме середина сильно заглушает голос и, чтобы голос был слышен, приходится сильно убавлять фонограмму, что делает звучание фонограммы и голоса так сказать отдельным в своём существовании, к тому же у фонограммы, соответственно, исчезает хорошее звучание в верхах и в низах, по закону слышимости частот, при разных уровнях громкости. Частотный способ сложнее, однако приносит хорошие результаты. Голос накладывается на фонограмму за счёт убавления голосовых частот на фонограмме и прибавления у голоса частот, отвечающих за распознание речи. Самые хорошие результаты приносит совмещение двух способов.



Повышая музыку в одном ухе, повышается громкость в другом, пусть даже кто-то тихо, например по телефону, в него говорит.



Смысла нет ставить мониторы и не выводить их на хороший уровень звучания из-за заводки, так как артист должен себя в них хорошо слышать.



Если запись плохая, то есть шанс сделать из неё, что-то хорошее, если с помощью эффектов ещё больше её ухудшить.



Для кого. Вальс для молодых и вальс для пожилых – это два разных вальса.



Музыка для награждений должна быть с ярко выраженным ритмом, чтобы людям было удобно аплодировать.



Если мелодия заканчивается, то передёргивать её на середину или начало можно только тогда, когда вокруг шумно, чтобы этого передёргивания не было слышно. На тишине этого делать ни в коем случае нельзя, ибо точно этого сделать всё равно не получится и у всех на виду будет звукорежиссёрский казус.



При недостаточной громкости мониторинга вокала, внутренний голос певца может заглушать голос из мониторов, что плохо.



Звукорежиссёр обязан следить за фонограммами коллективов: ухаживать, чистить, эквализировать и т.д.



Световик не должен бояться воздействовать светом на зрителя.



И ещё раз, залог хорошего концерта – это хорошо настроенная акустика!
Что такое настойка Акустики? Это выравнивание её АЧХ и подстройка под акустику помещения. Желательно делать это на полной громкости. При хорошо настроенной аппаратуре, концерт идёт как по маслу.




Не льсти громкости голосов детей и не попадёшь в конфуз.



После громкого номера не ставить тихий, так как ухо зрителя должно привыкнуть к тихому уровню. Есть такая штука, что ухо настраивается на определённый уровень громкости.



Микрофоны снимать через ауксы. Далее сигнал через 1 компрессор и 2 эквалайзер. Далее возвращать сигнал на пульт в новый канал – микрофонный микс. Регулировать сигнал не компрессором и не миксом микрофонным, а ауксом. Так получается удобнее и без искажений лишних при компрессировании. То есть на компрессор подаётся ровно столько, сколько требуется для нормальной компрессии. А уж дальше можно увеличивать сигнал сколько влезет. Он будет и чистеньким и нормально копрессированным.



В звукорежиссуре, так же как и в кухне, есть свой рис, для убирания лишней соли.



Реверберация голоса должна соответствовать реверберации фонограммы.



Настроенные микрофоны должны звучать одинаково.
У меня микрофоны звучат всё равно по-разному, так я считаю, что с теми встроенными в микшерный пульт недоэквалайзерами, нельзя сделать у всех микрофонов одинаковое звучание. Я настраиваю микрофоны так, чтобы они хорошо звучали. Просто хорошо и естественно звучали.



На произнесение каждого тоста подготавливать тематически песню. Например, тост за женщин – песня «Ах, какая женщина», и так далее.



Номера глухонемых. В мониторы давать хорошие низы, только чёткие, а не размазанные, и середину. Они чувствуют телом низа, и слышат хорошо середину (слух-то небольшой всё равно есть).



Тренинг.
Разбить песню на много треков по частотам. Например, дорожка с частотой от 500 до 600 Герц. Потом отдельно прослушивать и узнавать частоту. Или наоборот, слушать песню без какой-то частоты и определять, что за частоты не хватает.




Во время работы не носи одежду с длинными, висячими рукавами: обязательно заденешь какой-нибудь фейдер.



Не можешь сделать лучше, сделай громче.












Hosted by uCoz